|
|
Пресса
|
|
|
| |
Статьи из газет и журналов
|
Легенды "Ветра..." Эксклюзивная подборка матриалов о поиске авторов знаменитого суперхита
Когда в 1998 страна дружно отрывалась под хит Натали "Ветер с моря дул", мало кто обратил внимание на то, что первоначальные авторы песни неизвестны. Но доподлинно известно другое - в обществе всегда найдутся субъекты, страдающие либо от провалов в памяти, либо от жажды славы и денег. Первые забывают, что на самом деле не придумывали мотив и стихи, а услышали его в своем старом дворе от друзей и подруг. Вторые, если и слышали песню раньше, то прекрасно помнят, что ничего не сочиняли - просто попытка ведь не пытка, вдруг еще и заплатят "авторские"?
Слава богу, людей таких не много. Но даже этого малого количества наиболее внимательных слушателей (а порой и читателей, заметивших указание - "автор неизвестен")хватило для того, чтобы вскоре традиционные поиски правды о "Ветре..." обросли огромным количеством невероятных историй, легенд и историй. Расхожая фраза о том, что любое поражение - всегда сирота, а у победы и успеха родителей хоть отбавляй, оправдала себя на 100%. Сейчас, когда шум поутих настало время ознакомить наших посетителй с уникальной подборкой "доказательств", поступивших в адрес Натали от многочисленных народных авторов нетленного хита.
Приведём фрагмент интервью А. Розенбаума газете "Комсомольская правда"
(13.09.2001) под заголовком "Я играл рок, когда Гребенщиков еще ходил пешком под стол":
Корреспондент: Что пели?
А. Розенбаум: - А вот «лед весной растает, когда ромашки зацветут, только нас с тобою под
канвои далеко на север повезут. Скоро сын из лагеря вернётся, но, видно, не судьба...
шала-ла-ла-ла, видно, нет любви, нет ее совсем...» То, что поет сейчас подружка по имени
НАТАЛИ - «Ветер с моря дул» - было спето в начале 60-х, во дворах. Потом появились Высоцкий,
Окуджава.
Но как правило, скромные признания, разумеется, настигали адресата по почте. Наверняка, большинство из авторов писем искренне верили в свою правоту, но, к сожалению, никаких весомых доказательств в свою пользу привести так и не смогли. Заранее оговоримся, что комментировать слова корреспондентов мы намеренно не будем, оставляя право делать выводы за вами, наши уважаемые читатели.
Итак, начнем.
Письмо №1.
Милая Наташа.
Попробуйте себя представить матерью давно потерянного и позабытого ребенка. Ваша жизнь налажена и устроена, наполнена обыденными радостями и печалями. Вы мало чем отличаетесь от окружающих вас людей и даже, согласно общепринятым традициям, стремитесь к тому, чтобы не выделяться из среды рядовых обывателей. И это вполне сносно у Вас получается, даже приносит удовлетворение в силу привычки. Так вот, однажды, придя домой после работы, с чувством выполненного долга, включаете телевизор и видите того самого ребенка, который, глядя прямо на Вас, громко объявляет себя Вашим. Нет, он не похож на того, который был потерян, потому что он изменился и одет совершенно по-другому.
Наташа, какие чувства Вы при этом испытаете?
Буду с нетерпением ждать Вашего ответа.
Искренне интересующийся Вами.
Иван Гудин.
Ксерокопия >> P.S. Прилагаю к письму ксерокопию страницы из первой тетради моих стихов (1981 - 1982 гг.). Два имени могут иметь отношение к судьбе моих стихов для песни "Ветер с моря дул". Это Андрей Виноградов и Алексей Шматко.
Пока.
Имею смелость Вас поцеловать.
Письмо №2.
Уважаемая Натали!
Нам не удалось поговорить с Вами в прямом эфире на ТВ и не важно, кто обращается к Вам по поводу авторства популярной ныне песни, которая стала для Вас ступенькой на эстраду - "Ветер с моря дул", мы все равно знаем, что ее написала моя дочь - Выборнова Ирина Юрьевна в 70-х годах в г. Нальчике и ее исполнял ВИА "Стимул", где она играла на ионике, а солистом был Миша Чечиков, который к сожалению уже не с нами.
Основной состав ансамбля живет и здравствует в г. Нальчике, а вот Ирина уезжала в г. Николаев, - там и придумала этот вариант текста, который стал так популярен и любим всеми, посвятив его Михаилу. И, так как текст был написан для него, то исполнялась она от мужского лица.
ВИА "Стимул" бывал с концертами в Москве и других городах, безусловно, обидно, если кто-то пытается присвоить себе авторство. Конечно же нам приятно, что песня оказывается была популярна все эти годы и особенно сейчас.
У Ирины есть еще тексты и песни, которые может быть заинтересуют Вас.
Мы очень хотели бы встретиться с Вами.
Если Вас заинтересует что-то в творчестве нашей семьи, в том числе последний куплет песни "Ветер с моря дул", то позвоните нам. Будем рады.
27.04.99. Выборновы.
Письмо №3.
Уважаемая "Натали" - Наташа.
Очень прошу, внимательно прочитайте то, что я Вам написал.
Меня зовут Сергей Георгиевич. Фамилия моя Сократов. Я живу в г. Москве. Здесь в Туапсе я на отдыхе.
А смысл моего письма в том, что я 25 лет назад служил на Северном Морском флоте в г. Мурманске, куда был направлен после окончания Кронштадской мореходной школы. Как и многие молодые люди писал стихи, играл на гитаре. И вот в то время (1972 - 1973 гг.) я написал песню и назвал ее "Видно не судьба":
1. Вот пришла весна,
Зацвели сады
И в моей судьбе
Появилась ты.
Песню для тебя
Я одной пою.
Ты моя любовь,
Я тебя люблю.
2. Ветер с моря дул,
Навевал беду.
Ты сказала мне:
"Больше не приду".
Видно не судьба - 2 раза
Видно нет любви,
Если я один,
Счастье - где же ты?
3. Даже птицы в жизни
Парами живут.
Только я один
По земле брожу.
Видно не судьба - 2 раза
Видно нет любви - 2 раза
Если я один,
Счастье, где же ты?
4. Вот проходят дни.
Годы пролетят.
Первую любовь
Не вернуть назад.
Видно не судьба - 2 р.
Видно нет любви - 2 р.
Видно надо мной
Посмеялась ты.
Эта песня всем понравилась. И на многих судах (МБ 264; МБ 109; т/х "Онега") в г. Мурманске ребята пели эту песню. Прошло много лет. И однажды при встрече с другом (он к тому времени еще оставался на флоте в г. Мурманске, а я уже жил в Москве - 1986г.), я узнаю, что мою песню не забыли и поют в Мурманске, что было для меня приятной неожиданностью.
А второй неожиданностью спустя 11 лет (в 1997г.) для меня стало то, что я услышал знакомую мелодию и слова на кассетах, звучащих из каждого окна, в Вашем исполнении. То есть песня пробила себе широкую дорогу.
С тех пор я очень внимательно слежу за Вашим творчеством, неоднократно искал с Вами встречу. Но все безуспешно.
В мае 1998 года, прочитав о Вас статью в "Экспресс - газете", я обратился с опровержением в редакцию. Я беседовал с зам. гл. редактора - Никитиным С.Л., с корреспондентом О. Барциц. Подготовленный материал должен выйти в одном из номеров "Экспресс - газеты" в августе - сентябре 1998 года.
Мне очень было бы интересно пообщаться с Вами. Как к Вам попала эта песня (может быть у нас есть общие знакомые, с которыми меня развела судьба?). Что Вы думаете по этому поводу?
Буду очень Вам благодарен.
Сократов С.Г.
5.08.98г. г.Туапсе.
Вот такие вот письма. Трудно сказать, кто прав, кто виноват, но нельзя не признать очевидного факта - все эти письма написаны искренне, от души... Авторы не требуют ни гонораров, ни признания, ни славы. К сожалению, их примеру следовали далеко не все. Едва ли не самый забавный эпизод в собрании "Легенд `Ветра...`" связан с замечательным человеком, чудо-поэтом, "не Лермонтовым, не Пушкиным. Стихарем и песенником Краюшкиным".
О этом ярославском самородке землякам пиита сообщила местная газета "Караван-Рос" еще 8 июля 1998 г. Оставляя на совести журналиста Бориса Брюзгалова факты, приведенные в публикации под названием "Ветер с моря дул Боре на беду...", отметим "высокий штиль" повествования о нелегкой судьбе "стихаря и песенника Краюшкина".
Ярославец Краюшкин обошел полстраны,
а московские продюсеры обошли этого
автора одного из самых популярных
России танцевальных хитов.
Глубокая по своему метафизическому смыслу рифма «ветер с
моря дул - навевал беду» (родилась
в бреду, пусть не на виду, по стране пойду, рифм таких найду, у Синатры сду, ду-би-ду-би-ду), так
вот, означенная выше рифма оказалась очень близка нашему народу. Бывшая провинциалочка и
московская лимита Натали горланит ее буквально из каждого приемника и магнитофона уличного
торговца кассетами. Ну просто
куда ни повернись последнее время - всюду «ду» и «ду»! Только
мало кто знает, что песенка-то, как
оказалось, ворованная.
Разок Натали уже оскандалилась, когда грязно поимела и цинично отпользовала песню Виктора Цоя. Причем запущена в
шоубизнесменский оборот «Звезда по имени Солнце» «звездой»
по имени Натали была без всякого согласования с Марианной
Цой - вдовой погибшего дворового поэта. Но тот скандал был
просто необходим для «раскрутки» певички. Поэтому о правах
на новомодный перл поХИТительница говорит очень осторожно - на всех альбомах мелким
шрифтом набрана фраза: «Автор
песни неизвестен». Ну, в широких московских кругах он, может,
и неизвестен, а вот я узких кругах ярославских эстрадников имя
Бориса Краюшкина известно широко. Прежде всего как плодовитого сочинителя - у него вышли
в тираж три кассетных альбома, и более четырехсот песен бродят
по стране под видом народных.
Но в силу скромности характера
Борис не афиширует свое хитовое авторство.
Складывать песни маленький
Боря начал с тех самых пор, как
отец показал ему на гитаре три
блатных аккорда. Однажды он с
пацанвой сидел в углу на репетиции школьной группы. Когда
ребята из группы решили передохнуть, Боря спел под гитару
одну из самых известных ныне
своих песен «Прощай, любовь».
Старшие музыканты внимательно списали слова, аккорды - и пoшла песня гулять по стране. Уж
в каких только вариантах Краюшкин ее с тех пор не встречал! И
так было со многими его вещами, причем сам автор всегда оставался без претензий: «Ну нравится народу, поют ее - и хорошо. Пусть будет песня народная».
Закончив железнодорожное училище в Киргизии, бард затем поработал в Тюмени мотористомдизелистом, а в 1977-м году оказался в армии на границе с Афганистаном. Вот там-то радиотелеграфист секретной военной сети
при каком-то центральном КП
рядовой Борис Краюшкин и разразился будущим шлягером «Не
судьба». Рядом не было моря, с
которого бы дул ветер, беда набухала в двух шагах за нейтральной
полосой, а романтик-телеграфист
писал домой стихами рифмуя
«кровь, любовь и морковь»,
Уже после службы в Бишкеке
Борис с другом Игорем записали
эту песню на кассету - в аранжировке с клавишами, на два голоса. Кстати, Игорь может выступить свидетелем, что автором песни был именно Краюшкин. Ту
кассету Борис подарил любимой
девчонке. А вскоре Катерина, так
ее звали, уехала в Россию. Через
несколько лет Борис с удивлением услышал, как в Москве на вокзале играла кассета - «Не судьбу»
пел малоизвестный тогда исполнитель Петлюра. Это был самый
первый из пяти его альбомов. В
текст за время блуждания эпохалки по голосам и переписывания
от руки закрались лишь небольшие изменения. Краюшкину Петлюра очень понравился. Борис
хотел его найти, но не чтобы набить морду и стрясти денег. Наоборот, мечтал работать с ним
вместе как автор с исполнителем.
Но Петлюру Борис не нашел.
Убили Петлюру.
И вдруг - бац! На каждом углу
и шагу знакомый мотив и текст,
по ящику - клип, в кармане за
работу ни шиша. Ветер с моря
дул, Борю он надул... Жена уже
давно теребит Бориса: хоть бы
объявился в Москве, надоело твое
бессребреное творчество. Но Краюшкин уверен, что лучше Натали
ему все равно не спеть, она и по-
голосистее. И «раскручена» уже.
Пускай, говорит, главное - в народе песня живет. Правда, кое в
чем все же песня изменилась. Например, из нее пропали два пер-
вых куплета. Вот они, публикуются впервые:
Посмотри в глаза и скажи «люблю»,
Этот мир в глазах для тебя храню,
Видно, не судьба, видно, нет любви,
Счастье ты мое, счастье, где же ты?
Даже стаи птиц парами живут,
Только я один о тебе грущу,
Видно, не судьба, видно, нет любви,
Счастье ты мое, счастье, где же ты?
Немного коряво, зато про любовь. А ушлая в делах песенных
хищений гражданочка Натали
всю жизненную правду про птиц
из песни выкинула. Птичек жалко. А что со смыслом у текста не
густо, так кто же вдумывается в
смысл того, что сейчас с эстрады
проистекает?
Но Борис Краюшкин и за это
на московских продюсеров не в
обиде. Он еще хитов напишет.
Ему это запросто. Краюшкин зарифмует что угодно и с чем угодно. Например, с ходу сымпровизировал и наваял пожелание читателям «КР»:
Желаю всем уюта и тепла,
Не забывать родителей, друзей,
Поверьте мне, ведь жизнь у нас одна,
И вместе нам легко идти по ней.
Проникшись виршами попсы
нашего времени, редакционные
стихоплеты досочинили подпись:
«Желал не Лермонтов, не Пушкин - стихарь и песенник Краюшкин».
Спасибо, товарищ, пардон, господин Краюшкин. Теперь страна знает своих героев...Кстати, интересно, не завалялась ли среди "четырехсот песен, бродящих по стране", авторство которых "принадлежит" сему достопочтенному поэту и гражданину, скажем, и песенка про "Кострому" группы "Иван Купала". Благо автор тоже неизвестен, а песня популярная.
Продолжая путешествие по легендам "Ветра", нельзя не упомянуть и об официальных жалобах, поступавших и в адрес компании "Мастер Саунд", и в Российское Авторское Общество.
Вот, к примеру, жалоба от некоего Некоммерческого Партнерства "Независимое Агентство Авторских Прав". Текст письма довольно официозен, так что предлагаем ознакомится с ним в формате.
Текст письма >>
Гораздо интереснее письмо, подписанное председателем Творческого Объединения "Селена" из города Иваново Е.В. Звездиным в апреле 1998 года. Читаем.
Песня «Ветер с моря дул» была написана и исполнена Е.Н.Сокольской
первый раз зимой 1978 года на турбазе «Плёс» (Ивановская область). В то время эту
и некоторые другие песни Елены были записаны на магнитофон одним
музыкальным работником из Москвы, который также находился в это время там.
Так, как Елене Сокольской в то время было 12 лет, песни она свои
специально не записывала, и в РАО естественно не заявляла (она даже не подозревала о его существовании в таком возрасте).
Услышав эту песню в исполнении певицы Натали, Елена вспомнила, что это
одна из её детских песен, и, поскольку на всех аудионосителях с песней «Ветер с
моря дул» указано, что автор музыки и слов неизвестен, а указана лишь фамилия
человека, в чьей обработке песня ныне исполняется.
Нам очень интересно узнать, кто является претендентами на авторство данной
песни и как давно она зарегистрирована в РАО.
Лист 1 >> :: Лист 2 >> Специально, для выяснения всех нюансов с Вашей стороны, высылаем
партитуру песни «Ветер с моря дул» в интерпретации Е. Сокольской.
Остается лишь сожалеть, что имя того самого коварного "музыкального работника из Москвы" так и осталось под покровом неизвестности.
За сим обзор корреспонденции и прессы в целом можно, наверное, завершить. Все прочие послания и претензии по большому счету ничем новым вас, уважаемый читатель, не удивят. И все же, как не печально, вывод остается сделать один единственный: несмотря на обилие претендентов, определить истинного автора супершлягера, принесшего Натали признание и любовь слушателей, так, увы, и не удается. Кто-то пишет, что придумал эту песню в пионерлагере времен Брежнева, другие вспоминают о том, как мотив "Ветра" сопровождал бойцов Красной Армии в окопах Великой Отечественной. "Но где же истина?" - спросите вы. Истина, как всегда, где-то посередине. Возможно помочь в ее установлении можете и вы? По крайней мере, если вам известна еще одна легенда о появлении "Ветра с моря", не стесняйтесь, сообщайте ее нам. Мы же, открываем своеобразный архив "Легенд Ветра...", который будет пополняться по мере поступления новых вариантов от наших посетителей. Хочется надеяться, что благодаря нашим совместным стараниям коллекция легенд "Ветра" обретет наконец-таки тот единственный, недостающий бриллиант - абсолютно правдивую историю об авторах песни.
Страна должна узнать имя героя!
Дабы восстановить справедливость, Сокольской пришлось обратиться в Российское авторское общество, где ее права были признаны. Гендиректор ОРТ Константин Эрнст вручил Елене диплом лауреата телеконкурса «Песня года из ХХ в ХХI век». Итак, спустя 22 года пришло заслуженное признание, и теперь при исполнении песни «Ветер с моря дул» объявляют, что автор музыки и слов — Елена Сокольская.
Впрочем, сама Елена от отсутствия популярности не страдает. Владимирский детский хор радио и телевидения записал компакт-диск с ее произведениями, по песням поставлена телесказка. Кроме того, песни Сокольской звучат и в Англии, и в Австралии, и в Китае.
|
|
НатаКлуб - самый большой архив материалов о Натали в сети Интернет © 1999-2022 :: Сайт открыт 1 ноября 1999 года
|
|